Сайт Шевченко Людмилы Николаевны

Опрос
Вы рады началу нового учебного года?
Всего ответов: 92

Каталог статей

Главная » Статьи » Учителям » Статьи

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА.
2
        ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ  УРОКА. 

       Развитие  ребенка – целостный  процесс,  не учитывать этого в   воспитательной  работе нельзя. Я  считаю, что  смысл  всей  школьной  жизни  заключен  в  единстве  воспитания  и  обучения.

       Воспитание  в  процессе  обучения  не  стихийный  процесс, а  сознательно  осуществляемая  учителем  деятельность,  направленная  на  умственное,  нравственное,  трудовое,  эстетическое  и  физическое  воспитание.

       Главное,  на  мой  взгляд,  состоит  в  том,  что  ученик  должен  не  только  усвоить  тот  или  иной  материал,  но  и  сформироваться  как  личность. Значительная  часть  воспитания  проводится  во  время  уроков.

       Готовясь  к  каждому  уроку, я  не  только  тщательно  продумываю  пути  наилучшего  раскрытия  темы, но  и  нахожу  формы  максимального  использования  воспитательных  возможностей  через  преподавание  таких  предметов, как  русский  язык, литературное  чтение, математика, окружающий мир. На  уроках  воспитывается  любовь  к  Родине,  труду,  людям  труда,  чувство  коллективизма,  ответственности  и  долга, симпатии  и  уважения  к  людям.

       Уроки  чтения  имеют  для  этого  богатейшие  возможности.  Хорошо  продуманный  и  подготовленный  урок  литературного  чтения  вносит  свой  вклад  в  дело  всестороннего  развития  и  воспитания  детей.  Уроки  чтения  дают  большую  возможность  для  нравственного  воспитания  и  развития  разума:  учат  сопоставлять,  оценивать,  делать  умозаключения. При  чтении  текстов  о  природе о  животных и  растениях  я  учу  детей  любить  и  беречь  родную  природу.  Эту  работу  провожу  и  на  других  уроках.

        На  уроках  окружающего  мира  тему  каждого  урока  стараюсь  связать  с  охраной  природы.  Воспитание  бережного  отношения  к  природе – одна  из  важнейших  проблем  нашего  времени. Чтобы  правильно  охранять  природу,  надо  её  хорошо  знать. Для  этого  я  систематически  провожу  экскурсии.  Прогулки  и  экскурсии  в  природу  таят  в  себе  много  полезного  для  развития  внимания  и  наблюдательности  детей,  стремления  проникнуть  в  тайны  природы. Проведение  встреч  с  природой  оказывает  благотворное  влияние  на  воспитание  гуманного  отношения  к  природе.

          Работу  по  экологическому  воспитанию   организую  и  на  уроках  математики,  используя  задания  экологического  содержания. Например, задачи  на  экологическую  тему.  Такие  задания  воспитывают  наблюдательность,  повышают  интерес  к  учению,  к  знаниям.

         Одна  из  важнейших  воспитательных  задач  на  уроках  русского  языка – воспитание  любви  к  родному  языку,  к  Родине. Для  этого   мы  используем  пословицы,  поговорки. Большими  воспитательными  возможностями  обладают  рассказы  и  сочинения  учащихся. Все  это  полезно  и  для  развития  речи,  и  для  формирования  личности.    В  качестве  примера  использования  урока  в  воспитательных  целях  предлагаю  разработку  урока  русского  языка  в  4  классе.

(см. Приложение)

     С  раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе,  к  Родине. С  пением  птиц,  с  шелестом  листьев,  со  звоном весеннего  ручейка  открывает  ребенок  свой  особый  поэтический  образ   природы,  образ  Родины,  свой  особый  мир.   Этот   мир   учит   его   быть  добрым,  смелым,  сильным  духом  и  стойким. Он  помогает  познавать  красоту  в  окружающей  действительности,   будит   творческие   силы   и   ведет   к  нравственному  совершенствованию.

      Уроки  способствуют  развитию  эстетических  вкусов  детей,  их  нравственному  росту. Любовь  к  природе – великое  чувство. Оно  помогает  человеку  стать  справедливее,  великодушнее,  ответственнее. Поэтому  необходимо  воспитывать  у  детей  любовь  и  бережное  отношение  к  природе,  к  своему  краю. Любить  природу может  лишь  тот,  кто  ее  знает  и  понимает,  кто  умеет  видеть  ее. Чтобы  человек  научился  этому,  прививать  любовь к  природе  надо  с  самого  раннего  детства.

        Воспитание  детей  младшего  школьного  возраста  трудолюбивыми,  добрыми,  честными – важное  и  благородное  дело  каждого  учителя  начальных  классов. Воспитание  нравственных  качеств,  норм  поведения – длительный  процесс,  и  решить  эту  задачу  за  четыре  года  не  представляется  возможным: впереди  еще  долгие  годы  школьной  зрелости,  но  главное  делает  учитель  начальных  классов.

        Я  рассмотрела  далеко  не  все  воспитательные  возможности  обучения,  ограничив  свою  задачу  рассмотрением  лишь  некоторых  аспектов  этой  большой  проблемы. Но  как  бы  хорошо  ни  осуществлялось  воспитание  в  процессе  обучения,  нельзя  сводить  все  воспитание  только  к  обучению. Воспитание  осуществляется  и  во  внеурочной  деятельности,  в  играх,  в  труде,  в  общении  со  сверстниками  и  взрослыми,  в  семье.

        Очевидно,  что  урок  как  основная  форма  учебно-воспитательной  работы  в  школе наряду с другими формами  имеет  немалые  резервы  для  осуществления  воспитания  школьников.

       

Категория: Статьи | Добавил: Шевченко (09.02.2012)
Просмотров: 6410 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0