2
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ УРОКА.
Развитие
ребенка – целостный процесс, не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Я считаю, что
смысл всей школьной
жизни заключен в
единстве воспитания и обучения.
Воспитание
в процессе обучения
не стихийный процесс, а
сознательно осуществляемая учителем
деятельность, направленная на
умственное, нравственное, трудовое,
эстетическое и физическое
воспитание.
Главное,
на мой взгляд,
состоит в том,
что ученик должен
не только усвоить
тот или иной
материал, но и
сформироваться как личность. Значительная часть
воспитания проводится во
время уроков.
Готовясь
к каждому уроку, я
не только тщательно
продумываю пути наилучшего
раскрытия темы, но и
нахожу формы максимального
использования
воспитательных возможностей через
преподавание таких предметов, как русский
язык, литературное чтение,
математика, окружающий мир. На
уроках воспитывается любовь
к Родине, труду,
людям труда, чувство
коллективизма, ответственности и
долга, симпатии и уважения
к людям.
Уроки
чтения имеют для
этого богатейшие возможности. Хорошо
продуманный и подготовленный урок
литературного чтения вносит
свой вклад в
дело всестороннего развития
и воспитания детей.
Уроки чтения дают
большую возможность для
нравственного воспитания и
развития разума: учат
сопоставлять, оценивать, делать
умозаключения. При чтении текстов
о природе о животных и
растениях я учу
детей любить и
беречь родную природу. Эту
работу провожу и
на других уроках.
На
уроках окружающего мира
тему каждого урока
стараюсь связать с
охраной природы. Воспитание
бережного отношения к
природе – одна из важнейших
проблем нашего времени. Чтобы правильно
охранять природу, надо
её хорошо знать. Для
этого я систематически провожу
экскурсии. Прогулки и
экскурсии в природу
таят в себе
много полезного для
развития внимания и
наблюдательности детей, стремления
проникнуть в тайны
природы. Проведение встреч с
природой оказывает благотворное
влияние на воспитание
гуманного отношения к
природе.
Работу по
экологическому воспитанию организую
и на уроках
математики, используя задания
экологического содержания. Например,
задачи на экологическую
тему. Такие задания
воспитывают наблюдательность, повышают
интерес к учению,
к знаниям.
Одна
из важнейших воспитательных задач
на уроках русского
языка – воспитание любви к
родному языку, к
Родине. Для этого мы используем пословицы,
поговорки. Большими
воспитательными возможностями обладают
рассказы и сочинения
учащихся. Все это полезно
и для развития
речи, и для
формирования личности. В
качестве примера использования
урока в воспитательных целях
предлагаю разработку урока
русского языка в
4 классе.
(см. Приложение)
С
раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе, к
Родине. С пением птиц,
с шелестом листьев,
со звоном весеннего ручейка
открывает ребенок свой
особый поэтический образ природы,
образ Родины, свой
особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым,
сильным духом и
стойким. Он помогает познавать
красоту в окружающей
действительности, будит творческие силы и ведет к
нравственному совершенствованию.
Уроки
способствуют развитию эстетических
вкусов детей, их
нравственному росту. Любовь к
природе – великое чувство.
Оно помогает человеку
стать справедливее, великодушнее,
ответственнее. Поэтому необходимо воспитывать
у детей любовь
и бережное отношение
к природе, к
своему краю. Любить природу может
лишь тот, кто
ее знает и
понимает, кто умеет
видеть ее. Чтобы человек
научился этому, прививать
любовь к природе надо
с самого раннего
детства.
Воспитание детей
младшего школьного возраста
трудолюбивыми, добрыми, честными – важное и
благородное дело каждого
учителя начальных классов. Воспитание нравственных
качеств, норм поведения – длительный процесс,
и решить эту
задачу за четыре
года не представляется возможным: впереди еще
долгие годы школьной
зрелости, но главное
делает учитель начальных
классов.
Я
рассмотрела далеко не все воспитательные возможности
обучения, ограничив свою
задачу рассмотрением лишь
некоторых аспектов этой
большой проблемы. Но как
бы хорошо ни
осуществлялось воспитание в
процессе обучения, нельзя
сводить все воспитание
только к обучению. Воспитание осуществляется и
во внеурочной деятельности,
в играх, в
труде, в общении
со сверстниками и
взрослыми, в семье.
Очевидно, что
урок как основная
форма учебно-воспитательной работы
в школе наряду с другими формами имеет
немалые резервы для
осуществления воспитания школьников.
|